Для себя скорее, но вдруг кому будет интересно.
Банальности про Арафинвэ.
читать дальше
Достаточно часто встречается мнение, что Арафинвэ трус. Реже, но тоже бывает - он расчётливый трус, который вернулся на готовенькое и стал королём.
Второе вообще не стоит даже секунды, чтобы задуматься серьезно.
Когда люди говорят, что он трус, у меня складывается впечатление, что они вообще не поняли, о чем читали. Ни про нолдор, ни про ваниар...ничего. Или не верят написанному, и стараются спорить не то с Толкиным, не то с внутренним автором (т.е. тоже с Толкиным).
«Finarfin was the fairest, and the most wise of heart; and afterwards he was a friend of the sons of Olwe, lord of the Teleri, and had to wife Earwen, the swan-maiden of Alqualonde, Olwe's daughter.»
Наверняка здесь fairest используется как характеристика внешности, но хочется думать, что вдруг не только? Вдруг оно имеет отношение к честности и справедливости? И это те два качества, которые в большей степени унаследовал от него Ангрод («but being true, and wisehearted»).
Почему Арафинвэ шёл в Исход? Из любви - к детям и своему народу. И было это against his wisdom (сказано про Нолофинвэ, но Арафинвэ шел по тем же причинам). Он желал идти меньше остальных, шёл последним и часто оглядывался на свой покинутый Тирион.
Он верил, что Валар не бездействуют, и что они найдут решение. Мягко и негромко пытался уговорить нолдор хотя бы отложить поспешное решение и подумать. Но кому нужны мягкие уговоры, когда вокруг бушует стихия?
После Алквалондэ его нежелание идти кристаллизовалось, думаю, с удвоенной силой. Кроме того, что тэлери стали ему родичами через Эарвен, сыновья Олвэ - его друзья (и мне кажется, что сначала он сдружился с ними, а уж после понял, что сестра-то у них тоже хороша)). И их он оставил после Резни, продолжая следовать де факто за тем, кто эту Резню учинил.
Для меня его поступок - это возвращение не только в родной дом, но это возвращение к себе, к своим устоям и своей вере. Думаю, он хорошо понимал, что мало будет толку от того, кто так себя ломает. В любом деле мало от этого толку, а в том, что задумали нолдор, вдвойне.
Легко ли ему было возвращаться? Нет! Легко было только от того, что он знал - теперь решение верное. Но при этом он ясно представлял себе, что остаётся в ответе за тех, кто повернул вместе с ним, и ему придётся отвечать и перед Валар, и перед оставшимися в Тирионе, и перед своей женой и ее родичами (Арафинвэ, который ещё пицот лет спит на диванчике или Эарвен, которая пицот лет не ездит в Тирион - история отдельная...тоже люди любят такое, хотя мне привычно считать, что эльфы тем хороши, что лучше понимают своих близких и хотят их понять, и говорят о том, что стоит между ними, благо у них для этого не только слова через рот, но и более совершенные способы передачи смысла). Так вот! Если кто мне скажет, что не страшно при таком раскладе возвращаться, то я просто не поверю. Если люди так считают искренне, то они слишком хорошо о себе думают и боятся показаться ссыкунами)) Но нолдор не боялись бояться, вот фантастика! Просто они боялись, но все ж делали.
(А ещё почему-то все как-то забывают о том, что среди продолживших путь как раз были те, кто участвовал в Алквалондэ и среди их причин как раз упоминается страх перед судом Валар).
Ещё про «Finarfin was set to rule the remnant of the Noldor in the Blessed Realm». Мне кажется, это не о том, что Валар сказали ему - будешь королем, и точка. Это о том, что он не желал этой власти, и думаю, принял бы, если бы у оставшихся была королева, а не король (хоть Финдис, хоть Анайрэ, нет у нас сведений, чтобы судить, все будет хэдканоном). Но надо так надо, ответственность дело такое)) Тут, мне кажется, он похож с Ородретом (и в моменте, когда пытаются заставить нолдор подумать это же видно).
Банальности про Арафинвэ.
читать дальше
Достаточно часто встречается мнение, что Арафинвэ трус. Реже, но тоже бывает - он расчётливый трус, который вернулся на готовенькое и стал королём.
Второе вообще не стоит даже секунды, чтобы задуматься серьезно.
Когда люди говорят, что он трус, у меня складывается впечатление, что они вообще не поняли, о чем читали. Ни про нолдор, ни про ваниар...ничего. Или не верят написанному, и стараются спорить не то с Толкиным, не то с внутренним автором (т.е. тоже с Толкиным).
«Finarfin was the fairest, and the most wise of heart; and afterwards he was a friend of the sons of Olwe, lord of the Teleri, and had to wife Earwen, the swan-maiden of Alqualonde, Olwe's daughter.»
Наверняка здесь fairest используется как характеристика внешности, но хочется думать, что вдруг не только? Вдруг оно имеет отношение к честности и справедливости? И это те два качества, которые в большей степени унаследовал от него Ангрод («but being true, and wisehearted»).
Почему Арафинвэ шёл в Исход? Из любви - к детям и своему народу. И было это against his wisdom (сказано про Нолофинвэ, но Арафинвэ шел по тем же причинам). Он желал идти меньше остальных, шёл последним и часто оглядывался на свой покинутый Тирион.
Он верил, что Валар не бездействуют, и что они найдут решение. Мягко и негромко пытался уговорить нолдор хотя бы отложить поспешное решение и подумать. Но кому нужны мягкие уговоры, когда вокруг бушует стихия?
После Алквалондэ его нежелание идти кристаллизовалось, думаю, с удвоенной силой. Кроме того, что тэлери стали ему родичами через Эарвен, сыновья Олвэ - его друзья (и мне кажется, что сначала он сдружился с ними, а уж после понял, что сестра-то у них тоже хороша)). И их он оставил после Резни, продолжая следовать де факто за тем, кто эту Резню учинил.
Для меня его поступок - это возвращение не только в родной дом, но это возвращение к себе, к своим устоям и своей вере. Думаю, он хорошо понимал, что мало будет толку от того, кто так себя ломает. В любом деле мало от этого толку, а в том, что задумали нолдор, вдвойне.
Легко ли ему было возвращаться? Нет! Легко было только от того, что он знал - теперь решение верное. Но при этом он ясно представлял себе, что остаётся в ответе за тех, кто повернул вместе с ним, и ему придётся отвечать и перед Валар, и перед оставшимися в Тирионе, и перед своей женой и ее родичами (Арафинвэ, который ещё пицот лет спит на диванчике или Эарвен, которая пицот лет не ездит в Тирион - история отдельная...тоже люди любят такое, хотя мне привычно считать, что эльфы тем хороши, что лучше понимают своих близких и хотят их понять, и говорят о том, что стоит между ними, благо у них для этого не только слова через рот, но и более совершенные способы передачи смысла). Так вот! Если кто мне скажет, что не страшно при таком раскладе возвращаться, то я просто не поверю. Если люди так считают искренне, то они слишком хорошо о себе думают и боятся показаться ссыкунами)) Но нолдор не боялись бояться, вот фантастика! Просто они боялись, но все ж делали.
(А ещё почему-то все как-то забывают о том, что среди продолживших путь как раз были те, кто участвовал в Алквалондэ и среди их причин как раз упоминается страх перед судом Валар).
Ещё про «Finarfin was set to rule the remnant of the Noldor in the Blessed Realm». Мне кажется, это не о том, что Валар сказали ему - будешь королем, и точка. Это о том, что он не желал этой власти, и думаю, принял бы, если бы у оставшихся была королева, а не король (хоть Финдис, хоть Анайрэ, нет у нас сведений, чтобы судить, все будет хэдканоном). Но надо так надо, ответственность дело такое)) Тут, мне кажется, он похож с Ородретом (и в моменте, когда пытаются заставить нолдор подумать это же видно).
@темы: anga
Я тут не хочу сказать, что я такая молодец, понимаю)) Это не так) Но я против навешивания таких ярлыков.
kemenkiri, думаешь, он был как Нолофинвэ при Финвэ в Форменосе?
Если что - эта мысль безотносительно основной темы про Арафинвэ, лично я его трусом не считаю, но я на стороне ушедших.
И то, что возвращаться было страшно и горько, что могло быть все что угодно (в рамках благого Валинора, но тем не менее, Феанаро после угрозы брату по голове не гладили и цветочки не дарили, чтобы успокоился, условно говоря), что само прощение тоже бывает тяжким, хотя у Арафинвэ и вина не велика, но трагедия ближе близкого ведь, и разрыв этот по живому - это все остается вне сознания, скользит поверх. От этого все и идет.
Вживаться вообще сложно бывает, а в такое внешне не героическое еще сложнее.
Ну, примерно так же сложно укладывается иногда, что сдать крепость - это не обязательно слабость и стратегическая тупость, что не суметь противостоять КиК в Нарготронде - не обязательно слабый характер или там сразу уже предательство, и т.д.
Тут могло бы быть еще сколько-то слов о том, что ваньяр вот тоже отлично умеют про верность, особенно когда это верность изначальному выбору и Валар, и по большому счету в позиции Арафинвэ и местами Ородрета мне видится как раз вот эта ваньярская верность, но у меня способность формулировать временно закончилась.
Не берусь судить, кто по настоящему, а кто так, понарошку.
gondolinde, мне кажется, что на восприятие возвращения очень влияет итог. Но так итог не в том, что он стал править нолдор в Тирионе)) А Война Гнева не про Арафинвэ?
firnwen, ты отлично сформулировала! Да, согласна полностью. Верность, связанная с войной, виднее (как и измена).
Есть и такие экзотические мнения же
А Война Гнева не про Арафинвэ?
Про Войну Гнева тоже не так чтобы много написано. И сплошь победы, ну не трагически же). Ну а мнение, что нолдор-изгнанники уже все сделали, а тут эти на готовенькое явились, ты и без меня знаешь.
Поэтому и ценить Арафинвэ (как и ваниар) многие начинают не сразу - а некоторые до этого и вовсе не доходят. А жаль.
Ее сложнее увидеть, чем верность конкретному лорду, как бы он не накосячил.
А отчасти просто не популярная тема. Одно дело - конкретный лорд, яркий, бешеный... ну или не очень бешеный, но все равно, вот же он, пощупать можно, фигурально выражаясь. И да, если не косячит, то с верностью полегче, а вот когда косячит, а ты верен все равно, огого ведь как.
А другое дело Валар, а чего они вообще эльфами командуют (насчет лордов такого вопроса почему-то не возникает, а тут сразу же), а может Эру и не такого хочет, а они тут интерпретируют и какое право имеют... и пошло-поехало.
Условно говоря, верность лорду популярна, но при этом верность монарху (Манвэ у нас вообще-то монарх волей Эру, начнем с того) - это фу, и сразу же откуда-то вываливаются демократические принципы и "мы не рабы, рабы не мы". Хотя верность лорду - это, строго говоря, тоже не совсем про демократию и свободный выбор.
Может быть дело в идее Бога, абсолюта как таковой, когда нет относительных точек зрения, а есть одна и конечная.
Может быть в личности, мол, лорда ты выбираешь сам и вправе от него отказаться, а власть вообще навязывается сверху. Может быть у каждого свое и есть какие-то еще резоны, каких я и представить не могу.
Но мысль, что Манвэ надо бы быть верным просто потому, что это король волею Эру, не укладывается не только в голове у Феанаро. А уж вот эта высшая верность и вся жуть выбора между долгом и долгом, как у сыновей Индис, тем более.
Про верность vs верность у Толкина вообще интересно, да, и я сама для себя так и не решила ничего конкретного на эту тему. Так что с удовольствием почитала, что вы тут пишете)
Во ты счастливая.
Про верность vs верность у Толкина вообще интересно, да, и я сама для себя так и не решила ничего конкретного на эту тему
А у него с однозначным вообще траблы. И не только в ситуации верность на верность.