Для себя скорее, но вдруг кому будет интересно.
Банальности про Арафинвэ.
читать дальше
Достаточно часто встречается мнение, что Арафинвэ трус. Реже, но тоже бывает - он расчётливый трус, который вернулся на готовенькое и стал королём.
Второе вообще не стоит даже секунды, чтобы задуматься серьезно.
Когда люди говорят, что он трус, у меня складывается впечатление, что они вообще не поняли, о чем читали. Ни про нолдор, ни про ваниар...ничего. Или не верят написанному, и стараются спорить не то с Толкиным, не то с внутренним автором (т.е. тоже с Толкиным).
«Finarfin was the fairest, and the most wise of heart; and afterwards he was a friend of the sons of Olwe, lord of the Teleri, and had to wife Earwen, the swan-maiden of Alqualonde, Olwe's daughter.»
Наверняка здесь fairest используется как характеристика внешности, но хочется думать, что вдруг не только? Вдруг оно имеет отношение к честности и справедливости? И это те два качества, которые в большей степени унаследовал от него Ангрод («but being true, and wisehearted»).
Почему Арафинвэ шёл в Исход? Из любви - к детям и своему народу. И было это against his wisdom (сказано про Нолофинвэ, но Арафинвэ шел по тем же причинам). Он желал идти меньше остальных, шёл последним и часто оглядывался на свой покинутый Тирион.
Он верил, что Валар не бездействуют, и что они найдут решение. Мягко и негромко пытался уговорить нолдор хотя бы отложить поспешное решение и подумать. Но кому нужны мягкие уговоры, когда вокруг бушует стихия?
После Алквалондэ его нежелание идти кристаллизовалось, думаю, с удвоенной силой. Кроме того, что тэлери стали ему родичами через Эарвен, сыновья Олвэ - его друзья (и мне кажется, что сначала он сдружился с ними, а уж после понял, что сестра-то у них тоже хороша)). И их он оставил после Резни, продолжая следовать де факто за тем, кто эту Резню учинил.
Для меня его поступок - это возвращение не только в родной дом, но это возвращение к себе, к своим устоям и своей вере. Думаю, он хорошо понимал, что мало будет толку от того, кто так себя ломает. В любом деле мало от этого толку, а в том, что задумали нолдор, вдвойне.
Легко ли ему было возвращаться? Нет! Легко было только от того, что он знал - теперь решение верное. Но при этом он ясно представлял себе, что остаётся в ответе за тех, кто повернул вместе с ним, и ему придётся отвечать и перед Валар, и перед оставшимися в Тирионе, и перед своей женой и ее родичами (Арафинвэ, который ещё пицот лет спит на диванчике или Эарвен, которая пицот лет не ездит в Тирион - история отдельная...тоже люди любят такое, хотя мне привычно считать, что эльфы тем хороши, что лучше понимают своих близких и хотят их понять, и говорят о том, что стоит между ними, благо у них для этого не только слова через рот, но и более совершенные способы передачи смысла). Так вот! Если кто мне скажет, что не страшно при таком раскладе возвращаться, то я просто не поверю. Если люди так считают искренне, то они слишком хорошо о себе думают и боятся показаться ссыкунами)) Но нолдор не боялись бояться, вот фантастика! Просто они боялись, но все ж делали.
(А ещё почему-то все как-то забывают о том, что среди продолживших путь как раз были те, кто участвовал в Алквалондэ и среди их причин как раз упоминается страх перед судом Валар).
Ещё про «Finarfin was set to rule the remnant of the Noldor in the Blessed Realm». Мне кажется, это не о том, что Валар сказали ему - будешь королем, и точка. Это о том, что он не желал этой власти, и думаю, принял бы, если бы у оставшихся была королева, а не король (хоть Финдис, хоть Анайрэ, нет у нас сведений, чтобы судить, все будет хэдканоном). Но надо так надо, ответственность дело такое)) Тут, мне кажется, он похож с Ородретом (и в моменте, когда пытаются заставить нолдор подумать это же видно).